ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ
Владимир Арсеньев провел в экспедициях около тридцати лет своей жизни. За этот период карта Дальнего Востока перестала напоминать обычное белое пятно. На ней появились не только контуры и ландшафты, но и информация о народах и народностях, проживающих на этой территории. Многие исследователи и этнографы современности до сегодняшнего дня используют полученную Арсеньевым информацию. Биологи, геологи, гидрографы, археологи и обычные путешественники открыли для себя удивительный амурский край, только благодаря огромной работе, проделанной Владимиром Клавдиевичем.
Биография Владимира Арсеньевича началась с его рождения в царском Петербурге 10 сентября 1872 года. Клавдий Арсеньев, отец будущего исследователя в прошлом являлся крепостным, который смог занять пост на Московской железной дороге, дослужившись до заведующего движением. В связи с этим его удостоили звания почетного потомственного гражданина Санкт-Петербурга.
У четы Арсеньевых было десять детей и все они просто в восторге были от приключений Жюля Верна и восхищались подвигами Николая Миклухи-Маклая, Петра Семенова-Тянь-Шанским, Николая Пржевальского, Геннадия Невельского. Иоиль Кашлачев, дядя по линии матери, очень бережно относился к природе. Именно он стал тем, кто впервые взял маленького Владимира в экспедицию. Это было маленькое, но захватывающее путешествие по реке Тосне, протекающей в предместье Петербурга.
Вдохновившись примером своих кумиров офицеров-путешественников Невельского и Пржевальского в юном возрасте, Арсеньев выбрал карьеру военного. В 1891 году будущий исследователь был зачислен в Новочеркасский сто сорок пятый пехотный полк. Спустя два года молодой человек стал учащимся юнкерского пехотного училища в Петербурге. В 1896 году Арсеньев был возведен в чин подпоручика и направлен для продолжения службы в четырнадцатый Олонецкий пехотный полк. Стоит отметить, что часть в которой служил Арсеньев была расквартирована в небольшом польском городке Ломжа.
Начало двадцатого столетия в биографии Владимира Клавдиевича ознаменовалось поданным прошением, с просьбой о переводе на Дальний Восток. Стоит отметить, что эта территория на то время была практически неизученной. Самым обжитым местом был Владивосток где стоял первый крепостной полк. Туда и был отправлен Арсеньев. Несколько последующих лет путешественник и исследователь воплощал в реальность свою мечту, выбираясь на непродолжительные экспедиции по территории Дальнего Востока. За пять лет он смог тщательно исследовать южную часть Приморья. Нанося на карты не только необходимые для военных точные данные, но и подробно записывая описание флоры и фауны, этнографические особенности, а также проводя свои собственные археологические раскопки.
Владимир Арсеньев в молодости
В период с 1904 по 1905 год, когда разгорелась Русско-японская война именно Арсеньев с его знанием о местности помог провести несколько удачных разведывательных операций. За это руководство приставило Владимира Клавдиевича к орденам Святой Анны третьей и четвертой степени, а затем и к ордену святого Станислава второй и третьей степени.
БОЛЬШАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ
После того как война была проиграна, вопрос об изучении территории Дальнего Востока встал особо остро. Это стало основной причиной того, что в 1906 году генерал-губернатор Приамурской территории Павел Унтербергер, согласился профинансировать большую экспедицию. В состав группы вошел и штабс-капитан Арсеньев, который к тому времени уже находился в Хабаровске. Команда исследователей направилась к горной части Сихотэ-Алиня, и которая занимала огромную территорию от бухты Терней и простиралась до залива Святой Ольги, захватывая систему истоков реки Уссури.
Владимир Арсеньев с составом экспедиции
В ходе экспедиции путешественники делали фотографии, наносили данные на различные карты. Отмечали особенности рельефа и почвы, составляли максимально подробные описания ландшафта, флоры и фауны. Летом 1906 года экспедиция под командование Арсеньева встретила на своем пути по бескрайней тайге Дерсу Узала. Этот нанайский охотник согласился стать проводником, а в последствии и другом Владимира. Спустя время, Арсеньев напишет книгу о своем путешествии, в которой расскажет об удивительной встрече с гольдом и особенностях его жизни. Что интересно, время, описанное в книге, описывало как 1902 год, что немного не совпадало с реальностью так как события произошли в 1906 году.
Во вторую большую экспедицию этнограф отправился в 1907 году, благодаря чему смог продолжить свое изучение восточных склонов Сихотэ-Алиня и перейти к исследованию бассейна реки Иман. Сегодня эта река известна путешественникам под названием Больная Уссурка. Семь месяцев путешествия превратились в тысячу верст, зимнюю стужу, голодание и отсутствие теплых вещей, которые смыло вместе с лодкой.
Владимир Арсеньев во время экседиции
Отправляясь в 1908 году в третье путешествие, Арсеньев не подозревал, что оно окажется не только самым продолжительным, но и самым сложным из всех. Девятнадцать месяцев исследователи провели в нижней части течения Амура исследуя северную часть Уссурийского края. Позже сам этнограф так будет рассказывать о путешествии: «Четыре раза я практически умер от голода. Чтобы не умереть мы ели морскую капусту, иногда жевали ракушки, а однажды мне пришлось есть кожу. Последняя голодовка продлилась двадцать один день и для меня она стала самой сложной. Почему? Спросите вы. Помните, у меня был любимый пес Альпа. В припадке дикого голода мы ее съели и только так смогли спастись от голодной смерти. Но и это не все. Три раза я мог утонуть и дважды умереть от нападения диких зверей. И ничего. Я выжил, чтобы рассказать».
В период, когда Владимир Арсеньев вел свои исследования в географических названиях существовала путаница. А все из-за того, что на Дальнем Востоке одновременно использовались названия из русского, удэгейского и китайского языка. Исследователь привел в порядок и систематизировал все названия указав как та или иная точка на карте называется разными народами и какие русские наименование им соответствуют.
Владимир Арсеньев переправляются на плоту
Ученый определил две явно выраженные клинические зоны. Западную континентальную и восточную морскую. Так же на карте появилась точная граница, где северная охотская флора резко меняется на южную маньчжурскую. Среди трудов в качестве этнографа, Арсеньев сделал описание жизни и быта коренных народностей Приамурья, выделив нанайцев, удэгейцев, орочей и тазов. На протяжении многих лет, после возвращения из последней экспедиции Арсеньев трудился над написанием монографии под названием «Страна Удэхе». Именно ее он назвал трудом всей своей жизни. К сожалению, после смерти путешественника и исследователя, практически оконченная рукопись по неизвестным причинам была утеряна, так же, как и многие данные исследователя.
НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО
В период с 1910 год по 1919-й Арсеньев совмещал военную деятельность, экспедиции и пост директора краеведческого музея в Хабаровске. В то время состоялась знаменательная встреча с Фритьофом Нансеном путешественником из Норвегии, окторый побывал в Хабаровске в 1913 году. В начале двадцатых годов состоялся переезд во Владивосток, где Владимира Клавдиевича назначили заведующим этнографического отдела в музее Приморья. К слову сказать, данный музей сегодня носит имя известного путешественника.
Владимир Арсеньев за работой
Материалы и разнообразные предметы, собранные исследователем в ходе его экспедиций, пополнили экспозиции не только местных музеев, но и попали в коллекцию Московского Антропологического музея, этнографического музея в Казани. Вашингтонский музей за полученные от Арсеньева материалы принял путешественника в члены национального географического общества.
Всего Арсеньев был принят в более чем двадцать научных сообществ включая Королевское географическое общество Британии и Русское географическое общество.
Владимир Арсеньев
В двадцатых годах исследователь был на Командорских островах, изучал Камчатку и прошел маршрут от Хабаровска до Советской Гавани. Он читал лекции и преподавал, писал книги и консультировал кинематографистов. Арсеньев был всесторонне развитым человеком, а потому его интересовали многие темы от переписи населения до борьбы с браконьерами.
Книги, изданные Владимиром Клавдиевичем пользовались популярностью, так как были написаны понятным для читателей языком и переплетались с добрым и тонким юмором.
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
Первой женой Арсеньева стала подруга сестер, с которой он был обручен ранее. С Анна Константиновна Кадашевич он обвенчался в 1897 году, когда приехал в отпуск из Ломжи. Туда же молодая семья вернулась, сразу же по окончании отпуска супруга. В 1900 году беременная жена уехала в Петербург к родственникам, где и родила наследника названного в честь отца – Владимиром. Только спустя год в личной жизни произошло воссоединение, когда супруга с сыном приехали к Арсеньеву во Владивосток.
В период Русско-японской войны семья Арсеньева вновь была отправлена в Петербург. По дороге младший сын Олег заболел менингитом и вскоре по приезду в город умер.
Владимир Арсеньев с семьей
С первой супругой Владимир поддерживал теплые отношения, однако сын долгое время не мог простить отца. В 1920 году в период Гражданской войны Арсеньев забрал Анну Константиновну и сына ближе к себе и поселил во Владивостоке. Последующие пять лет он платил алименты и оплачивал Владимиру учебу.
Владимир Арсеньев умер четвертого сентября 1930 года заболев пневмонией.
ПОСЛЕ
На протяжении последних лет жизни за Арсеньевым пристально следило ГПУ. В 1931 году была опубликована статья, в которой все высказывания исследователя преподносились как защита «русской буржуазии». Разгорелся скандал, в ходе которого в 1934 году была арестована вторая супруга этнографа. Ее, как и других исследователей обвинили в контрреволюционных действиях, которыми якобы при жизни руководил Владимир Арсеньев. Спустя четыре года всех арестованных включая Маргариту Николаевну расстреляли. Анну Константиновну, сына Владимира и его семью в 1939 году сослали на Алтай.
Владимир Арсеньев провел в экспедициях около тридцати лет своей жизни. За этот период карта Дальнего Востока перестала напоминать обычное белое пятно. На ней появились не только контуры и ландшафты, но и информация о народах и народностях, проживающих на этой территории. Многие исследователи и этнографы современности до сегодняшнего дня используют полученную Арсеньевым информацию. Биологи, геологи, гидрографы, археологи и обычные путешественники открыли для себя удивительный амурский край, только благодаря огромной работе, проделанной Владимиром Клавдиевичем.
Биография Владимира Арсеньевича началась с его рождения в царском Петербурге 10 сентября 1872 года. Клавдий Арсеньев, отец будущего исследователя в прошлом являлся крепостным, который смог занять пост на Московской железной дороге, дослужившись до заведующего движением. В связи с этим его удостоили звания почетного потомственного гражданина Санкт-Петербурга.
У четы Арсеньевых было десять детей и все они просто в восторге были от приключений Жюля Верна и восхищались подвигами Николая Миклухи-Маклая, Петра Семенова-Тянь-Шанским, Николая Пржевальского, Геннадия Невельского. Иоиль Кашлачев, дядя по линии матери, очень бережно относился к природе. Именно он стал тем, кто впервые взял маленького Владимира в экспедицию. Это было маленькое, но захватывающее путешествие по реке Тосне, протекающей в предместье Петербурга.
Вдохновившись примером своих кумиров офицеров-путешественников Невельского и Пржевальского в юном возрасте, Арсеньев выбрал карьеру военного. В 1891 году будущий исследователь был зачислен в Новочеркасский сто сорок пятый пехотный полк. Спустя два года молодой человек стал учащимся юнкерского пехотного училища в Петербурге. В 1896 году Арсеньев был возведен в чин подпоручика и направлен для продолжения службы в четырнадцатый Олонецкий пехотный полк. Стоит отметить, что часть в которой служил Арсеньев была расквартирована в небольшом польском городке Ломжа.
Начало двадцатого столетия в биографии Владимира Клавдиевича ознаменовалось поданным прошением, с просьбой о переводе на Дальний Восток. Стоит отметить, что эта территория на то время была практически неизученной. Самым обжитым местом был Владивосток где стоял первый крепостной полк. Туда и был отправлен Арсеньев. Несколько последующих лет путешественник и исследователь воплощал в реальность свою мечту, выбираясь на непродолжительные экспедиции по территории Дальнего Востока. За пять лет он смог тщательно исследовать южную часть Приморья. Нанося на карты не только необходимые для военных точные данные, но и подробно записывая описание флоры и фауны, этнографические особенности, а также проводя свои собственные археологические раскопки.
Владимир Арсеньев в молодости
В период с 1904 по 1905 год, когда разгорелась Русско-японская война именно Арсеньев с его знанием о местности помог провести несколько удачных разведывательных операций. За это руководство приставило Владимира Клавдиевича к орденам Святой Анны третьей и четвертой степени, а затем и к ордену святого Станислава второй и третьей степени.
БОЛЬШАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ
После того как война была проиграна, вопрос об изучении территории Дальнего Востока встал особо остро. Это стало основной причиной того, что в 1906 году генерал-губернатор Приамурской территории Павел Унтербергер, согласился профинансировать большую экспедицию. В состав группы вошел и штабс-капитан Арсеньев, который к тому времени уже находился в Хабаровске. Команда исследователей направилась к горной части Сихотэ-Алиня, и которая занимала огромную территорию от бухты Терней и простиралась до залива Святой Ольги, захватывая систему истоков реки Уссури.
Владимир Арсеньев с составом экспедиции
В ходе экспедиции путешественники делали фотографии, наносили данные на различные карты. Отмечали особенности рельефа и почвы, составляли максимально подробные описания ландшафта, флоры и фауны. Летом 1906 года экспедиция под командование Арсеньева встретила на своем пути по бескрайней тайге Дерсу Узала. Этот нанайский охотник согласился стать проводником, а в последствии и другом Владимира. Спустя время, Арсеньев напишет книгу о своем путешествии, в которой расскажет об удивительной встрече с гольдом и особенностях его жизни. Что интересно, время, описанное в книге, описывало как 1902 год, что немного не совпадало с реальностью так как события произошли в 1906 году.
Во вторую большую экспедицию этнограф отправился в 1907 году, благодаря чему смог продолжить свое изучение восточных склонов Сихотэ-Алиня и перейти к исследованию бассейна реки Иман. Сегодня эта река известна путешественникам под названием Больная Уссурка. Семь месяцев путешествия превратились в тысячу верст, зимнюю стужу, голодание и отсутствие теплых вещей, которые смыло вместе с лодкой.
Владимир Арсеньев во время экседиции
Отправляясь в 1908 году в третье путешествие, Арсеньев не подозревал, что оно окажется не только самым продолжительным, но и самым сложным из всех. Девятнадцать месяцев исследователи провели в нижней части течения Амура исследуя северную часть Уссурийского края. Позже сам этнограф так будет рассказывать о путешествии: «Четыре раза я практически умер от голода. Чтобы не умереть мы ели морскую капусту, иногда жевали ракушки, а однажды мне пришлось есть кожу. Последняя голодовка продлилась двадцать один день и для меня она стала самой сложной. Почему? Спросите вы. Помните, у меня был любимый пес Альпа. В припадке дикого голода мы ее съели и только так смогли спастись от голодной смерти. Но и это не все. Три раза я мог утонуть и дважды умереть от нападения диких зверей. И ничего. Я выжил, чтобы рассказать».
В период, когда Владимир Арсеньев вел свои исследования в географических названиях существовала путаница. А все из-за того, что на Дальнем Востоке одновременно использовались названия из русского, удэгейского и китайского языка. Исследователь привел в порядок и систематизировал все названия указав как та или иная точка на карте называется разными народами и какие русские наименование им соответствуют.
Владимир Арсеньев переправляются на плоту
Ученый определил две явно выраженные клинические зоны. Западную континентальную и восточную морскую. Так же на карте появилась точная граница, где северная охотская флора резко меняется на южную маньчжурскую. Среди трудов в качестве этнографа, Арсеньев сделал описание жизни и быта коренных народностей Приамурья, выделив нанайцев, удэгейцев, орочей и тазов. На протяжении многих лет, после возвращения из последней экспедиции Арсеньев трудился над написанием монографии под названием «Страна Удэхе». Именно ее он назвал трудом всей своей жизни. К сожалению, после смерти путешественника и исследователя, практически оконченная рукопись по неизвестным причинам была утеряна, так же, как и многие данные исследователя.
НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО
В период с 1910 год по 1919-й Арсеньев совмещал военную деятельность, экспедиции и пост директора краеведческого музея в Хабаровске. В то время состоялась знаменательная встреча с Фритьофом Нансеном путешественником из Норвегии, окторый побывал в Хабаровске в 1913 году. В начале двадцатых годов состоялся переезд во Владивосток, где Владимира Клавдиевича назначили заведующим этнографического отдела в музее Приморья. К слову сказать, данный музей сегодня носит имя известного путешественника.
Владимир Арсеньев за работой
Материалы и разнообразные предметы, собранные исследователем в ходе его экспедиций, пополнили экспозиции не только местных музеев, но и попали в коллекцию Московского Антропологического музея, этнографического музея в Казани. Вашингтонский музей за полученные от Арсеньева материалы принял путешественника в члены национального географического общества.
Всего Арсеньев был принят в более чем двадцать научных сообществ включая Королевское географическое общество Британии и Русское географическое общество.
Владимир Арсеньев
В двадцатых годах исследователь был на Командорских островах, изучал Камчатку и прошел маршрут от Хабаровска до Советской Гавани. Он читал лекции и преподавал, писал книги и консультировал кинематографистов. Арсеньев был всесторонне развитым человеком, а потому его интересовали многие темы от переписи населения до борьбы с браконьерами.
Книги, изданные Владимиром Клавдиевичем пользовались популярностью, так как были написаны понятным для читателей языком и переплетались с добрым и тонким юмором.
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
Первой женой Арсеньева стала подруга сестер, с которой он был обручен ранее. С Анна Константиновна Кадашевич он обвенчался в 1897 году, когда приехал в отпуск из Ломжи. Туда же молодая семья вернулась, сразу же по окончании отпуска супруга. В 1900 году беременная жена уехала в Петербург к родственникам, где и родила наследника названного в честь отца – Владимиром. Только спустя год в личной жизни произошло воссоединение, когда супруга с сыном приехали к Арсеньеву во Владивосток.
В период Русско-японской войны семья Арсеньева вновь была отправлена в Петербург. По дороге младший сын Олег заболел менингитом и вскоре по приезду в город умер.
Владимир Арсеньев с семьей
С первой супругой Владимир поддерживал теплые отношения, однако сын долгое время не мог простить отца. В 1920 году в период Гражданской войны Арсеньев забрал Анну Константиновну и сына ближе к себе и поселил во Владивостоке. Последующие пять лет он платил алименты и оплачивал Владимиру учебу.
Владимир Арсеньев умер четвертого сентября 1930 года заболев пневмонией.
ПОСЛЕ
На протяжении последних лет жизни за Арсеньевым пристально следило ГПУ. В 1931 году была опубликована статья, в которой все высказывания исследователя преподносились как защита «русской буржуазии». Разгорелся скандал, в ходе которого в 1934 году была арестована вторая супруга этнографа. Ее, как и других исследователей обвинили в контрреволюционных действиях, которыми якобы при жизни руководил Владимир Арсеньев. Спустя четыре года всех арестованных включая Маргариту Николаевну расстреляли. Анну Константиновну, сына Владимира и его семью в 1939 году сослали на Алтай.