Началось все с простого — люди античности задумались, как бы им защитить свои труды от внешнего воздействия? И тогда появился некий прототип обложки. Назывался он «диптих» — обычно это были две скрепленные между собой пластины из дерева или металла, часто обтянутые кожей. С наружной стороны диптихи были гладкими, чтобы было проще выцарапывать название. Первое время, конечно, никто даже не думал о художественном оформлении и о красоте этой обложки — сделали книгу, название написали, ну и хорошо, а главное — надежно и понятно. Водой не размоет, ветром не сдует — уже хорошо.
Постепенно, конечно, все стало усложняться. Видимо, кто-то догадался, что неплохо бы книге быть еще и красивой — но подошел к этому как-то уж слишком серьезно.
Обложки принялись украшать драгоценными камнями, золотом и другими дорогостоящими материалами. Даже сами пластины, лежащие в основе переплета, начали делать из драгоценных металлов.
Особенную популярность такой вариант оформления приобрел в раннем средневековье. Чаще всего столь роскошной одежды удостаивались не все подряд произведения, а исключительно религиозные.
Выглядело это, конечно, невероятно, хотя даже это слово не передает весь спектр эмоций средневекового человека, увидевшего такую роскошь. Но появились две немаловажные проблемы. Во-первых, книги с такими обложками становились неподъемными, а во-вторых, на них стали хитро посматривать воры. Из-за этого, большинство средневековых фолиантов даже привязывались к столам цепями, поверх которых вешали большой замок.
Такие невероятные обложки и переплеты делались исключительно вручную — печатать еще никто не умел, рисовать на графических планшетах — тем более.
Даже появление в 1440 году печатного станка Иоганна Гуттенберга не заставило условных «издателей» отказаться от дорогостоящих обложек. Книги все еще были роскошью, хотя некоторые — в особенности, религиозные труды — становились проще в плане оформления. Хватало обычной кожаной (порой и вовсе деревянной) обложки и минимального украшения, а иногда обходились и без декоративных элементов.
Кстати, во времена правления российской императрицы Елизаветы Петровны, стали появляться инновационные, но все еще слишком роскошные издания. Их часто называли подарочными — обложки начали делать из тонкой белой кожи, бархата или шелка, добавляя к этому великолепию золотые надписи и тиснения. Одним из самых великолепных переплетов того времени считался переплет «Обстоятельного описания коронации Елизаветы Петровны, Самодержицы Всероссийской».
С 1820 г. книжные обложки наконец-то стали приближаться к привычным, знакомым нам с вами. Появились паровые прессы, создание переплетов потихоньку приобретало механизированный характер, да и читающих становилось все больше. Тогда издатели поняли, что роскошные обложки не выгодны, а привязывать книги цепями к полкам — древнее мракобесие. Поэтому, основным материалом для переплетов сначала стала ткань, а потом — бумага. И, заметьте, все еще никаких картинок на «лице» книги — только названия и редкие узорчики.
В XIX веке технологии развивались невероятными скачками. Уже скоро стало возможным и вполне доступным печатать обложки с многоцветной литографией и полутоновыми иллюстрациями. Вот тут-то, наконец, защитная роль обложки отошла на второй план — и за дело взялись «дизайнеры». Отныне, переплет книги — это способ привлечь внимание и заманить покупателя.
Следующая маленькая революция в истории обложек и в книжной индустрии случилась в вполне конкретную дату — 19 июня 1939 г. В этот день в Америке Роберт де Грааф дает жизнь издательству «Pocket Books», которое породило целое книжное направление — так называемый «палп», или, если уж совсем по-русски, «бульварное чтиво». Это были невероятно дешевые книжки, напечатанные на ужасной бумаге, но очень удобные для чтения в дороге на один раз. Часто палп-книги заканчивали свою жизнь в мусорном ведре — но не потому, что яростный читатель разочаровался сюжетом. Просто произведений такого качества печати и правда хватало на один раз.
Но сегодня мы говорим об обложках… что же такого случилось? Изображения стали по-настоящему зазывающими, а иногда даже и вызывающими, ведь надо было заманивать читателя, чтобы тот купил книгу. Чего не сделаешь ради рекламы! Обложки стали яркими и кричащими, но изображения практически всегда не совпадали с содержанием.
О современности можно говорить много и бесконечно, потому что она происходит прямо у нас на глазах. Но сейчас на рынке заметена феерия из всех предыдущих этапов — конечно, книги с бриллиантами уже не выпускают, но бархатные подарочные обложки никуда не делись.
В общем, почти все, что, казалось, кануло в лету — снова вернулось. Ничего тут не поделаешь. История, а вместе с ней и мода, циклична.
Есть на рынке и красивые подарочные издания, о чем мы уже сказали. Есть обложки а-ля «палп» — вызывающие и не соответствующие содержанию. Зачастую издатели стремятся и к минимализму, возвращаясь во времена античности: или оставляют лишь названия, или не заказывают полноценных иллюстраций, а пользуются узорами и графическими изображениями.
Хотя, даже издания с бриллиантами появляются на рынке! Они, в свою очередь, делятся на два вида. Вполне возможно найти книги с настоящими изумрудами, и даже с элементами из золота. Скорее всего, такие произведения будут продаваться на аукционах.Например, роскошная (с точки зрения обложки) биография Рональда Рейгана и издание книг Льва Толстого с золотым теснением.
Другой же вид: это обложки, «драгоценные камни» которых сделаны обычно из пластика, просто чтобы детям было интереснее листать книжку.
В общем, сейчас разных обложек столько, что выбирай — не хочу! А что появится дальше — узнаем, вдруг кто-нибудь придумает сенсорные переплеты, или начнет печатать QR коды вместо обложки? В некоторых издательствах эта технология уже активно используется. Правда, она не заменяет собой обложку. Напротив, отсканировав QR код с обратной стороны книги, можно сразу же перейти на сайт, чтобы скачать электронную или аудиоверсию романа.
С появлением и развитием рынка электронных книг, и обложки претерпели изменение. Потому что «переплет» онлайн-книги — это совершенно особенный формат. Конечно, мы не берем во внимание те случаи, когда картинка с печатной версии романа просто дублируется в электронном виде. Речь от тех обложках, которые изначально создаются под онлайн-формат.
Одна из важных особенностей заключается в том, что для электронных книг совсем не обязательно «оформление» картинки: рамки, узоры, и т.д.
Как рассказывают художники, некоторые издательства часто требуют рамочку для печатной книги, потому что это смотрится эстетичнее. В электронной версии можно обойтись без лишних декоративных элементов.
К тому же, на обложках онлайн-книг (в частности, и книг самиздата) стали намного чаще появляться не рисунки, а фотографии. А еще чаще — и это другая особенность онлайн обложек — что-то, созданное в фотошопе. Будь то коллаж из нескольких картинок или одна фотография. И если за дело берется профессиональный дизайнер/иллюстратор, то обложка может получиться весьма интересной.
Автор Денис Лукьянов.